Древние греки в своем мифотворчестве договорились до того, что ткать и вышивать их научила сама богиня Афина Паллада. Состязаться с ней было довольно рискованно. Когда Арахна из Колофона утерла нос Афине на конкурсе «Лучшая вышивальщица года», та превратила соперницу в паучиху. Участницы выставки «Живая нить традиции», открытой в Малом выставочном зале Исторического музея, тоже в некотором роде богини и волшебницы. Но — добрые волшебницы, чьи работы несут нам свет, любовь и сердечную радость.
Уровень мастерства Елены Рай и ее учениц из студии народного творчества «Родники» таков, что многие их работы вписались в музейные интерьеры совершенно и естественно — словно бы тут, прямо в этих витринах они и родились. Цветная гладь, наборная роспись, владимирская гладь и еще дюжина затейливых приемов, которыми наши белошвейки поражают публику наповал. Поскольку не верится , что такие работы может создать обычная российская женщина, обремененная работой, семьей и прочими бытовыми нуждами. Но приходит урочный час, берет она пяльцы, нитки с иголками и расписывает чудесными узорами белоснежное полотно.
Все экспонаты выставки описывать хлопотно, да и не нужно — приходите своими ногами, любуйтесь собственными глазами, восторгайтесь и берите на заметку. Автора этих строк поразила вышитая крестиком работа Натальи Костенко «Репка» по мотивам известной русской сказки. Сюжет известный, бессчетное количество раз проиллюстрированный художниками многих поколений. Парадоксальная особенность этой работы в том, что она выполнена в стилистике ранних 8-битовых «консольных» игр со смешной пиксельной графикой, популярной в 80-х годах прошлого века. Но ведь вышивают крестиком в подобной манере у нас уже лет триста, а то и все пятьсот! Так российские белошвейки предвосхитили находки западной игровой индустрии, а мы любуемся их великолепными наработками, которые, наверное, вдохновят еще не одно поколение дизайнеров и художников.
Текст: Юрий Богатенков
Фото: Валерий Жирохов