Как отметил координатор партийного проекта партии «Единая Россия» «Народный контроль» в Челябинской области Вадим Воробей, покупатели желают купить качественный продукт по максимально низкой цене, но магазины шаговой доступности реализуют товары по более высокой цене, нежели торговые сети. Чтобы соблюсти баланс работы между небольшими и сетевыми магазинами, необходимы регулирующие меры со стороны государства. «Самое главное здесь, чтобы не пострадал покупатель, - комментирует Вадим Воробей. – Ему по-прежнему должны быть доступны магазины, которые продают товары по наиболее низкой цене. Но вместе с тем, чтобы выживал малый бизнес, необходимо искать новые формы. К примеру, может быть использован опыт Европейских стран. Там количество сетевых магазинов составляет 90%. Для сравнения, в России – 30%. Вместе с тем малый и средний бизнес является у них основой экономики. Чтобы и у нас обеспечить работой малые магазины, нужно, чтобы они нашли свою нишу. То есть занимались продажами какого-то одного вида продукции, к примеру, сыра или хлебобулочных изделий. Но при этом имели широкий ассортимент. Такой формат позволит не только выжить магазинам шаговой доступности, но и развиваться, получать прибыль».
Сейчас рассматриваются меры регулирования, которые бы ограничили расширение монополии сетевых магазинов. В России действует около 30 федеральных торговых сетей, около 70 – региональных. По закону, торговая сеть не должна поглощать более 25% торговых площадей на территории муниципалитета. «Ограничений по объемам сбыта продукции нет, и я считаю, что это правильно. Иначе мы можем лишить покупателя возможности покупать более дешевые товары. Другое дело – поддержать предприятия малого и среднего бизнеса через льготное кредитование арендных площадей, субсидирование издержек на рекламу, предоставление кредитов на оборотные средства. Это поможет небольшим магазинам изменить специализацию, найти свою нишу и своего покупателя», - добавил координатор партийного проекта.
Крупнейшие города Челябинской области – Челябинск и Магнитогорск – отличаются высокой обеспеченностью сетевыми магазинами. Региональный центр даже входит в 10-ку российских городов с наибольшим представительством сетей. Иначе обстоят дела в малых городах, где большую нишу занимают магазины шаговой доступности. В деревнях, где нередко работает единственный магазин, а потому является монополистом и, значит, сможет устанавливать высокий уровень цен. От этого страдают покупатели. Здесь торговые сети могли бы принять участие, например, осуществлять доставку продуктов по собственным ценам на ярмарку выходного дня. Так у людей появится возможность купить более дешевые товары. Подобная практика уже существует.
Дарья Осинцева