Пока юбиляр руководил изысканной сервировкой фуршетного стола, выглядевшего как самостоятельная музейная экспозиция, посетители заполонили пространство в фойе Западной башни. Его стены украсили плакаты самого разного свойства, напоминающие в общем и целом огромный персидский ковер, на котором выспалась стая экзотических тропических птиц. Точнее всего об этой коллекции отозвался один из гостей выставки, искусствовед Ирина Духина , назвавшая ее абсолютной хроникой культурной жизни Челябинска с середины 1980-х вплоть сегодняшних дней. Впрочем, не обошлось и без общественно-политической тематики — а куда от нее было деваться в разгар перестройки?
Вообще в своих творческих изысканиях Сергей Сафьянов смахивает одновременно на многорукого Шиву и лесковского Левшу — велик и незаметен одновременно. Он одинаково интересен и успешен в роли дизайнера, плакатиста, художника, скульптора, рисовальщика и в других ипостасях, которые вписались в рамки этой выставки лишь эпизодично. Не тщеславен, скромен в быту, изыскан в одежде и гастрономических пристрастиях, богато одарен артистическими талантами, однако ценит личную свободу настолько высоко, что по сей день не состоит ни в одном из творческих союзов — куда его тщетно и неоднократно пытались затянуть. Примерно в таких велеречивых выражениях охарактеризовали юбиляра выступившие на открытии выставки официальные лица, друзья и коллеги. А их на вернисаже собралось немало — практически весь журналистский корпус газеты «Челябинского рабочий», множество музейщиков, театральные деятели, дизайнеры, фотографы и прочая богемная братия.
В своем приветствии руководитель службы по развитию музейного дела Министерства культуры Челябинской области Олеся Ходот подивилась, как Сергей Сафьянов вообще осилил этот выставочный дизайн-проект — дело это непростое, и в Челябинской области таковых насчитываются единицы.
Директор Исторического музея Владимир Богдановский , казалось, был искренне поражен увиденным:
— Для нас эта выставка стала совершенно неожиданным событием. Мы знали Сергея, как отличного работника в качестве дизайнера. А он, как настоящий музейщик, много лет хранил, складировал, классифицировал свои работы. И когда я их увидел, то понял — это все про нас, про музеи, театры, про другие учреждения культуры в разные периоды нашей истории.
Искусствовед Ирина Духина высказалась еще круче:
— Знаковый российский литератор Дмитрий Быков сказал, что в России нынче есть лишь один способ выжить — стать суперпрофессионалом. Это словно про Сергея Сафьянова сказано, чья выставка — это лес идей. И каждый плакат — это абсолютная идея, сформулированная истинным художником.
В своей ответной речи Сергей Сафьянов был немногословен и конкретен, объяснив присутствующим, почему его юбилейная выставка запоздала ровно на год. Начало его творческой деятельности пришлось на те времена, когда художники рисовали плакаты ручкой и гуашью, а компьютеры существовали только в их воспаленном воображении и в научно-фантастических фильмах. Поэтому множество плакатов восьмидесятых и девяностых годов прошлого века с помощью коллеги Александра Исакова пришлось переводить в цифровой формат, а это долгая и кропотливая работа. Сергей также вспомнил, как однажды копался на антресолях, и на его голову оттуда обрушился ворох старых плакатов — он обнаружил, что среди них почти нет проходных работ и, стало быть, все его труды были не напрасны:
—Я понял, что достаточно серьезно относился к своей работе всегда. А теперь я очень благодарен тем людям, которые меня поддержали в организации выставки: директору музея Владимиру Богдановскому, руководителю издательства «Каменный пояс» Дмитрию Графову, фотографу Александру Исакову, искусствоведу и куратору выставки Ирине Духиной и главному специалисту по выставочной работе Исторического музея Марье Аникиной, а также — всем коллегам из «Челябки», дружбой с которыми очень дорожу.
После столь проникновенной речи гости выставки еще раз обошли экспозицию, которая действительно являет собой незаурядное событие — ретроспективный взгляд на недавнее прошлое Челябинска глазами художника, плакатиста, газетчика, дизайнера и просто неординарной личности.