В четверг, 23 ноября в Историческом музее открывается выставка «Цари – народам, народы - царям». Для многих гостей она станет настоящим откровением, поскольку в корне меняет привычные представления о частной жизни членов дома Романовых.
Династия Романовых в XIX – начале ХХ веков формировались под влиянием национальной идеи, получившей в историографии наименование теории официальной народности. Взаимодействие самодержца как «отца царства» с народом считалось жизненно необходимым для благополучного существования государства. При этом роль правителя и членов его семьи осмыслялась как долг, непреложная обязанность перед страной, а не привилегия. Император не владел Россией, а был сопричастен ей.
Уже в годы правления Николая I считалось необходимым учитывать этническое разнообразие, знать культуру населявших Российскую империю народов. Поэтому в Царскосельском Арсенале в 1843 году был сформирован обширный этнографический отдел, составленный из предметов, привезенных путешественниками из Сибири и с Дальнего Востока. Представленный на выставке бубен якутского шамана был приобретен специально для него Карлом Варрандом.
Воспитание членов императорской фамилии также было нацелено на национальную идею. Достигшего совершеннолетия наследника престола и великих князей отправляли в путешествие по России — познакомить их с жизнью простого народа. На выставке представлено большое количество предметов, приобретенных великокняжескими путешественниками. Это огниво и кисеты из Калмыкии, приобретенные цесаревичем Николаем Александровичем в 1863 году; костюмы русских старообрядцев, живших на Горном Алтае, черпак для вина, врученный в 1858 году в Тифлисе великому князю Николаю Николаевичу тамошним предводителем дворянства. И еще множество прекрасных, замечательно сохранившихся предметов.
Мало кто знает, что в середине XIX века коллекционирование предметов старины и народного искусства затронуло и членов Императорской фамилии. Свою коллекцию в середине 60-х годов XIX века начал собирать Александр III. Предметы народного искусства в коллекции Александра Александровича и Марии Федоровны были разнообразны — резное дерево, традиционный текстиль, ювелирные украшения и керамика. Часть приобреталась во время путешествий по России, другие покупались через коллекционеров и антикваров. К примеру, на выставке экспонируется редкий гжельский майоликовый квасник в форме двуглавого орла, русская скопинская и грузинская керамика, входившие в личную коллекцию Императора. Собрания Великих князей Георгия Александровича, Михаила Николаевича, Георгия Михайловича, Николая Николаевича-младшего представлены защитными доспехами, предметами быта и интерьера народов Ирана и Турции. Из коллекции Георгия Михайловича происходят скопинский сосуд в виде льва и украинская керамическая бутыль.
Материальным воплощением национальной идеи стало создание в 1895 году Русского музея Императора Александра III. Стены его украшены розовым мрамором, а под галереей по периметру идет широкий фриз с горельефом, на котором изображены жанровые сценки из жизни народов Российской. Копия этого горельефа украшает вход на выставку в Большом выставочном зале Государственного исторического музея Южного Урала. В центре зала не случайно располагается портрет Императора Александра III — в системе отношений самодержца и народа обмен дарами имел особое значение как освещенная веками традиция. С точки зрения традиционного сознания обмен дарами должен был способствовать установлению прочной связи, своеобразного духовного родства.
На выставке мы увидим целый комплекс таких подношений, полученных членами Императорской фамилии по разным поводам: подносное блюдо, врученное донскими калмыками Александру III и Марии Федоровне по случаю коронации в 1883 году; сосуды для чая и кумыса, поднесенные астраханскими калмыками по случаю бракосочетания Николая II и Александры Федоровны в 1894 году и многие другие дары, полученные во время путешествий царской семьи по стране. На выставке экспонируются подарки от правителей среднеазиатских государств Бухары и Хорезма, находившихся под протекторатом Российской империи. Их дары, включавшие табуны лошадей в роскошной сбруе, богатое оружие, украшения, одежды, ковры и дорогие ткани, были призваны упрочить существовавшие политические связи. Наиболее ценные предметы из этой коллекции также можно увидеть на выставке «Цари – народам, народы - царям».
Все эти вещи сохранялись в личных покоях, гардеробных, кладовых императорских дворцов. С момента создания этнографического отдела Русского музея в 1902 году традиционные предметы стали передаваться в музей. Николай II передал в дар этнографическому отделу предметы, поднесенные ему на Первой кустарно-промышленной выставке 1902 года, дары Далай-ламы и буддийских священнослужителей. Более того, император выкупил на личные средства целый ряд ценнейших частных собраний, которые также передал в дар этнографическому отделу Русского музея. Это коллекции А.А.Боголюбова, Ф.М.Плюшкина, Н.Л.Шабельской, Э.Э.Ухтомского, А.В.Верещагина, П.К.Козлова, В.Н.Васильева — отдельные предметы из них также представлены на выставке, которая, без сомнения, станет одним из главных событий культурной жизни Челябинска 2017 года.
Фото: Александр Глебов