Картины Валентина Качалова, Владимира Балясникова, Игоря Берсенева и Алены Аскаровой, уже распакованы и расставлены по периметру Малого зала. Возле них — куратор художественного направления фестиваля «Дебаркадер-2017», главный специалист по выставочной работе Марья Аникиной. Она размышляет, как лучше разместить восемьдесят работ столь разных художников на этой сравнительно небольшой площадке:
— Из всех этих полотен хочется создать единое 3D-пространство, а это очень непросто, поскольку искусству грамотно выставлять экспозицию в школе не учат. Здесь выручает лишь интуиция, прирожденный вкус и личный опыт общения с художниками на выставках.
Дело еще и в том, что они очень разные, эти четверо уральских художников. Алена Аскарова на выставке отвечает за Восток — праздничный, жаркий и нарядный — такой, каким мы его знаем по сказкам Шахерезады. Художница не боится золота и орнамента на своих полотнах, многие ее полотна вызывающе декоративны, а в лучших образцах и глубоко философичны — как, например, сильная работа «Чистильщик обуви», на которой изображен восточный мудрец в лохмотьях, снимающий пыль с башмаков тысяч прохожих. Он гол как сокол, но при этом в его рабочем сундучке с немудреным скарбом таится целый сказочный город.
Марья Аникина рассказывает, что хотела бы столкнуть в едином пространстве фестивальной экспозиции южный колорит Алены Аскаровой и северную эстетику Владимира Балясникова из Чебаркуля. Многие картины Балясникова написаны не с натуры, а со слов его родителей, репрессированных и сосланных из Карелии на Урал в 30-е годы прошлого века — дикие скалы, древние сосны и полярные ночи с северным сиянием на весь небосвод. С суровыми пейзажами перекликаются философские работы («Предчувствие апокалипсиса») и психологические портреты («Портрет старика»). Владимир Балясников настоящий подвижник. Он более семнадцати лет руководил народной изостудией Чебаркуля, за что многократно был отмечен разнообразными наградами, дипломами и лауреатствами. И вообще, художник очень интересный, хоть и не публичный — а жаль, ведь его работы достойны куда большего признания и куда более пристального интереса со стороны творческой общественности .
Челябинец Валентин Качалов, напротив, всеми признанный мэтр. У него на выставке заявлены две серии: «Велосипедистки» и «Окна». Прекрасные, временами озорные картины, но у него за внешней легкостью тоже таятся глубокие и многозначные смыслы.
Игорь Берсенев из Трехгорного — это артист новой формации, который завоевывает популярность посредством интернета — его поклонники обитают в основном в социальных сетях.
Яркий, скандальный и ажиотажный, он сначала пишет свои картины, а потом с помощью своих зрителей разбирается, что же изображено на его картинах. А там много чего можно углядеть — от босховских страшилищ и офортов Гойи до киберпанковых комиксов. Игорь Берсенев намерен лично поучаствовать в оформлении выставки «Неизвестные миры», в связи с чем 11 сентября он приедет в музей, где будет декорировать землей и кореньями свои выставочные стенды. Похоже, это тоже будет изрядное зрелище, которое надолго запомнят сотрудники Исторического музея и организаторы «Дебаркадера-2017».
Текст: Юрий Богатенков
Фото: Юрий Богатенков