Внушительный фейс В прокат вышла «Социальная сеть» (The Social Network) — выдающийся триллер Дэвида Финчера о создателе компьютерной соцсети Facebook Марке Цукерберге и, в особенности, о том, как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть. Закомплексованного студента гарвардского университета Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) бросила девушка (Руни Мара). Марк напился, написал про подругу разные пошлости в свой ЖЖ и, будучи блистательным программистом, словно походя, обрушил сайт родного универа, устроив онлайн-голосование на самую красивую студентку (среди парней, естественно). Марку дали полгода испытательного срока. В то же время к нему за помощью обратились два брата-гребца — спортивная краса вуза — по фамилии Винклвоссы, ребята из богатой семьи. Они попросили Цукерберга сделать им в Интернете социальную сеть, существующую внутри Гарварда (Harvard Connection), где студенты могли бы общаться друг с другом. Марк мыслил шире. Он кинул братьев и создал «Фэйсбук» (его российский аналог зовется «Вконтакте»). А по мере расширение «Фэйсбука» стал приобретать врагов не только среди бывших недовольных нанимателей, но и среди друзей. Так, по мере того, как развивается действие фильма, который строится на флэшбеках, прерываемых судебным заседанием в реальном времени, мы видим, как у Цукерберга свою долю пытается отсудить сооснователь «Фэйсбука» и бывший друг Марка Эдуардо Сэверин (Эндрю Гарфилд) и уже упомянутые братья-гребцы. Каждые несколько минут кто-то называет Цукерберга подонком. Он же, кажется, не против такой трактовки своей личности. Дэвид Финчер, чей путь в большую режиссуры (до кино он снимал видеоклипы) начался с недооцененной третьей части «Чужого», не раз доказывал, что он, как человек, работавший сначала с малыми формами, с легкостью может справляться и с большими: например, с двухчасовыми триллерами. Вообще, для жанра триллера Финчер, славящийся жутким перфекционизмом и дотошностью, сделал, кажется, не меньше, чем Роман Поланский в свое время. И хотя после недавней мелодраматической, затянутой и, чего уж там, просто нудной «Загадочной истории Бенджамина Баттона» был повод побеспокоиться за творческое состояние любимого режиссера, Финчер с блеском вернулся, сняв разговорный триллер про «Фэйсбук». Триллер про «Фэйсбук»? Ну да, триллер — благо саспенс в лучшие (а лучших много) моменты зашкаливает будь здоров. Ну и да, про «Фэйсбук». Точнее сказать про создателя «Фэйсбука» Марка Цукерберга. (Вынужденная ремарка: картина основана на разоблачительной книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле», сценарий к фильму писал «оскароносный» лауреат Аарон Соркин.) Как «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса надо показывать начинающим журналистам, так и «Социальную сеть» надо показывать начинающим программистам. «Соцсеть» — фильм-восхождение. Но не наподобие, скажем, «Крестного отца». Все наполеоновские планы Цукерберга (захватить внимание мира с помощью Интернета) проистекают не из жажды наживы (на деньги ему не то, чтобы наплевать, но они не играют роль первой скрипки, хотя, надо заметить, Цукерберг на данный момент считается самым молодым миллиардером в мире). Они проистекают из банально-приземленных юношеских фрустраций: «девушка бросила, я ей отомщу». Трактовать образ Цукерберга из фильма непросто, но если все-таки трактовать: на лице актера Джесси Айзенберга, играющего главную роль, мы видим одну и ту же застывшую мину: не тупой, но и не умный, скорее вечно недовольный взгляд. Его Цукерберг невыносимо одномерный и плоский персонаж (к тому же фатально лишенный чувства юмора). Не лишен, правда, юмора сам фильм: смотреть на все это без смеха порой действительно невозможно. Кстати, Финчер, иногда уходя в дебри программистских тонкостей, университетских будней, ведения ай-ти бизнеса, но не погружаясь в морализаторство и в меру разоблачая своего героя, изящно закругляется на том, что во всем «шерше ля фам» — ищите женщину. Не слишком оригинально. Зато жизненно. И что касается жизни: реальный Цукерберг недавно сходил с сотрудниками своей компании на «Социальную сеть», сказав после просмотра, что она показалась ему забавной (то есть как бы открестился от увиденного). А тем временем, Дэвид Финчер снимает американскую экранизацию шведского бестселлера Стига Ларссона — «Девушку с татуировкой дракона». Детектив, в котором забавного мало. Евгений ТКАЧЕВ, johny18_06@mail.ru
В прокат вышла «Социальная сеть» (The Social Network) — выдающийся триллер Дэвида Финчера о создателе компьютерной соцсети Facebook Марке Цукерберге и, в особенности, о том, как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть.
Закомплексованного студента гарвардского университета Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) бросила девушка (Руни Мара). Марк напился, написал про подругу разные пошлости в свой ЖЖ и, будучи блистательным программистом, словно походя, обрушил сайт родного универа, устроив онлайн-голосование на самую красивую студентку (среди парней, естественно). Марку дали полгода испытательного срока. В то же время к нему за помощью обратились два брата-гребца — спортивная краса вуза — по фамилии Винклвоссы, ребята из богатой семьи.
Они попросили Цукерберга сделать им в Интернете социальную сеть, существующую внутри Гарварда (Harvard Connection), где студенты могли бы общаться друг с другом. Марк мыслил шире. Он кинул братьев и создал «Фэйсбук» (его российский аналог зовется «Вконтакте»). А по мере расширение «Фэйсбука» стал приобретать врагов не только среди бывших недовольных нанимателей, но и среди друзей. Так, по мере того, как развивается действие фильма, который строится на флэшбеках, прерываемых судебным заседанием в реальном времени, мы видим, как у Цукерберга свою долю пытается отсудить сооснователь «Фэйсбука» и бывший друг Марка Эдуардо Сэверин (Эндрю Гарфилд) и уже упомянутые братья-гребцы. Каждые несколько минут кто-то называет Цукерберга подонком. Он же, кажется, не против такой трактовки своей личности.
Дэвид Финчер, чей путь в большую режиссуры (до кино он снимал видеоклипы) начался с недооцененной третьей части «Чужого», не раз доказывал, что он, как человек, работавший сначала с малыми формами, с легкостью может справляться и с большими: например, с двухчасовыми триллерами. Вообще, для жанра триллера Финчер, славящийся жутким перфекционизмом и дотошностью, сделал, кажется, не меньше, чем Роман Поланский в свое время. И хотя после недавней мелодраматической, затянутой и, чего уж там, просто нудной «Загадочной истории Бенджамина Баттона» был повод побеспокоиться за творческое состояние любимого режиссера, Финчер с блеском вернулся, сняв разговорный триллер про «Фэйсбук». Триллер про «Фэйсбук»? Ну да, триллер — благо саспенс в лучшие (а лучших много) моменты зашкаливает будь здоров. Ну и да, про «Фэйсбук». Точнее сказать про создателя «Фэйсбука» Марка Цукерберга. (Вынужденная ремарка: картина основана на разоблачительной книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле», сценарий к фильму писал «оскароносный» лауреат Аарон Соркин.)
Как «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса надо показывать начинающим журналистам, так и «Социальную сеть» надо показывать начинающим программистам. «Соцсеть» — фильм-восхождение. Но не наподобие, скажем, «Крестного отца». Все наполеоновские планы Цукерберга (захватить внимание мира с помощью Интернета) проистекают не из жажды наживы (на деньги ему не то, чтобы наплевать, но они не играют роль первой скрипки, хотя, надо заметить, Цукерберг на данный момент считается самым молодым миллиардером в мире). Они проистекают из банально-приземленных юношеских фрустраций: «девушка бросила, я ей отомщу».
Трактовать образ Цукерберга из фильма непросто, но если все-таки трактовать: на лице актера Джесси Айзенберга, играющего главную роль, мы видим одну и ту же застывшую мину: не тупой, но и не умный, скорее вечно недовольный взгляд.
Его Цукерберг невыносимо одномерный и плоский персонаж (к тому же фатально лишенный чувства юмора). Не лишен, правда, юмора сам фильм: смотреть на все это без смеха порой действительно невозможно. Кстати, Финчер, иногда уходя в дебри программистских тонкостей, университетских будней, ведения ай-ти бизнеса, но не погружаясь в морализаторство и в меру разоблачая своего героя, изящно закругляется на том, что во всем «шерше ля фам» — ищите женщину. Не слишком оригинально. Зато жизненно. И что касается жизни: реальный Цукерберг недавно сходил с сотрудниками своей компании на «Социальную сеть», сказав после просмотра, что она показалась ему забавной (то есть как бы открестился от увиденного). А тем временем, Дэвид Финчер снимает американскую экранизацию шведского бестселлера Стига Ларссона — «Девушку с татуировкой дракона». Детектив, в котором забавного мало.
Евгений ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru