На этом инструменте нет ладов, клавиш или клапанов, да и вообще, когда в первый раз видишь, как на нем играют, это кажется настоящим волшебством. Космические звуки появляются из воздуха. Музыкант как будто трогает невидимые струны. "С помощью правой антенны я управляю высотой звука, с помощью левой - громкостью", - объясняет Олеся Ростовская.
Олеся Ростовская – одна из немногих российских терменвокс-музыкантов международного уровня готовится к единственному концерту в Челябинске. Космический инструмент будет играть в органном зале. Законы физики – и никакого волшебства. Устройство необычного музыкального инструмента объясняет Александр Федий, доцент кафедры радиофизики. Если говорить упрощенно: вокруг двух антенн, правой и левой, генерируются электромагнитные поля, музыкант воздействует на них. В этой электронной схеме человек – всего лишь часть конденсатора.
Перед концертом Олеся настраивает свой терменвокс. Она устанавливает нужный ей радиус электромагнитных полей. Причем никто, кроме нее, во время игры к инструменту подходить не должен, иначе выступление может сорваться. "К исполнителю нельзя подходить близко. Потому что каждый человек, который попадает в электромагнитное поле, тоже начинает влиять на звук, и тогда исполнитель уже теряет полный контроль, и могут быть разные неприятности", – объясняет Олеся Ростовская.
Электромузыкальный инструмент терминвокс - это первый музыкальный инструмент такого типа.
Этот инструмент собрал в 1919 году русский физик Лев Термен. Отсюда и название: терменвокс – голос Термена. На старой записи видно, как возможности инструмента демонстрирует сам изобретатель. Фактически терменвокс стал первым в мире синтезатором, а Льва Термена можно назвать отцом всей электронной музыки.
С тех пор инструмент сильно изменился. С современной элементной базой он стал гораздо меньше по размерам. Кстати, двух одинаково звучащих терменвоксов просто не существует. У каждого уникальный диапазон звуков. Инструмент Олеси собрал русский мастер Георгий Павлов. "Этот инструмент называется Тивокстур. То есть он компактный и облегченный, насколько это возможно", – рассказывает Олеся Растовская.
Изменилась и техника игры. Если обратить внимание: Лев Термен держит руки "лодочкой". Олеся же как будто играет на струнном инструменте. Эту технику изобрела скрипачка Клара Рокмор. Она до сих пор считается непревзойденным виртуозом терменвокса.
Чтобы играть на этом музыкальном инструменте, нужно обладать идеальным слухом. Терменвокс-музыканты могут запросто различить звуки разницей в четверть тона, в то время как обычный человек только в полтона. "Однажды, для того, чтобы взять очень-очень низкую ноту, мне пришлось вот так руку к грудине прислонить. И вдруг я услышала такой звук: вууу-вуу-вуу. Сердцебиение. Насколько может двигаться вот эта кость от сердцебиения? Доли миллиметра, а инструмент это уже чувствовал", – вспоминает Олеся Растовская.
Вообще, терминвокс довольно популярный инструмент. Его голос можно услышать в песнях "лэд цэпелин", "Радиохэд", "Портисхэд" и других. Про то, что его очень любили использовать при озвучке советской фантастики, можно и не упоминать. Однако на концерте Олеси челябинцы услышали живой инструмент впервые. До этого на Южном Урале не выступало ни одного профессионального терменвокс-музыканта.
//
Источник: ГТРК Южный Урал
06.04.2011 11:35