Агломерация «Челябинск - Екатеринбург» станет третьей по населению в России после Московской и Петербургской - почти 4 млн человек. Она станет драйвером экономического роста Урала, вырастут среднедушевые доходы населения, улучшится качество жизни. Это отвечает интересам каждого жителя Урала и ключевым государственным приоритетам - сбалансированное развитие России, создание точек роста в регионах.
По словам заместителя губернатора Руслана Гаттарова , уже завершен этап подготовки концессионной инициативы, получена поддержка РЖД. Сейчас хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» обсуждает перспективы и условия реализации проекта с министерством транспорта России. Уточняется ряд важных вопросов: налоговые и другие эффекты, нюансы с перевозчиками, пассажиропоток. Далее следует подписание концессионного соглашения, затем проектирование и строительство. Завершить его планируется в 2024 году.
Перспектива создания магистрали учтена и в заявке Екатеринбурга на проведение международной выставки «Экспо-2025». Создание конурбации с Челябинском к этому времени важно для столицы Среднего Урала, учитывая, сколько гостей посещает это мероприятие. «Уральская ВСМ позволит связать «инфраструктурное наследие» ШОС с потребностями всемирной выставки ЭКСПО-2025, которая, как мы надеемся, будет проходить в Екатеринбурге. Двум миллионникам, соединенным высокоскоростной линией, гораздо легче будет принять то огромное число людей, которые посетят «Экспо» - а это может быть и 30, и 40 миллионов человек, - чем одному Екатеринбургу» - отметил вице-губернатор.
Руслан Гаттаров сообщил, что от строительства ВСМ выиграют оба города и региона. «Есть масштабный проект высокоскоростной линии Берлин — Москва — Пекин, основой коммерческой привлекательности которого являются грузоперевозки. Все заинтересованы в том, чтобы был путь, по которому можно достаточно дешево возить дорогие товары. Этот проект предполагает триллионы инвестиций, однако его экономические перспективы очень сильны. Если ВСМ Челябинск — Екатеринбург станет частью этого пути, доходность от транзита грузов будет очень высокой. Но наш проект обладает бюджетной эффективностью и сам по себе, хотя сроки возврата инвестиций в этом случае будут больше» , - сказал заместитель губернатора.
Привлекательность проекта для региона состоит и в том, что уже на этапе строительства в экономику Челябинской области будут вложены десятки миллиардов рублей, а после того, как магистраль заработает, ожидается ускорение роста экономики за счет активности населения. Помимо этого, руководство обоих регионов, по территории которых пройдет ВСМ, ставят перед собой задачу максимально задействовать уральский бизнес в реализации проекта. «Мы сегодня можем многое: у нас есть серьезный строительный комплекс, проектные организации, в обоих регионах есть производители рельс — ЧМК и «Евраз». У нас есть компании, которые производят верхнее строение пути, производители меди, необходимой для контактного кабеля. Группа «Синара» производит «Ласточку» и готова вкладываться в локализацию строительства высокоскоростных поездов» , - прокомментировал заместитель главы региона перспективы участия местного бизнеса в реализации проекта ВСМ.
Отвечая на вопрос об инвесторах, Руслан Гаттаров рассказал, что проектом интересуется много компаний, в том числе зарубежных. В процессе поиска партнеров проведены переговоры с целым рядом крупных игроков из Китая, Германии, Японии, Южной Кореи, Франции и других стран. Банки также выразили заинтересованность в участии.
Есть все основания полагать, что высокоскоростной маршрут будет востребован у пассажиров, добавил вице-губернатор. Планируется, что будут доступны билеты нескольких категорий, и цена эконом-класса будет сопоставима со стоимостью билета на автобус. Ожидается, что ВСМ будут пользоваться и те, кто сегодня добирается из одного города в другой на личных автомобилях — это позволит им экономить время. «Я часто езжу в Екатеринбург, и очень редко дорога до его центра занимает меньше трех с половиной часов. Полтора часа может уйти на путь от въезда в город до его центра. На ВСМ можно будет доехать за 1 час 10 минут (при этом будет быстрый Wi-Fi для работы), а затем еще немного уйдет, допустим, на такси. Думаю, это преимущество оценят многие — не сразу, но в течение года-двух, это произойдет» , - сказал Руслан Гаттаров.
Трассировка магистрали продумана с экологической точки зрения и предусматривает прохождение ВСМ рядом с трассой М-5. При этом маршрут проложен в обход всех территорий региона, имеющих особый природоохранный статус. «Самый главный вопрос — технологический. Сегодня в России нет ни одной магистрали со скоростью поездов свыше 250 километров в час. Это совершенно другая аэродинамика, энергетика, технологии» , - подчеркнул вице-губернатор.
Замглавы региона отметил, что отрезок между Челябинском и Екатеринбургом очень хорошо подходит для реализации первого в России проекта по строительству ВСМ. «По нашему мнению, начинать нужно здесь. У нас есть два рядом расположенных региона с городами-миллионниками. Челябинск и Екатеринбург тесно связаны экономически. Также важно, что есть понимание между главами регионов. Если этот проект не воплощать, Екатеринбург с его логистикой «выживет», а Челябинску будет значительно сложнее. Поэтому мы с 2016 года проделали такую большую работу в этом направлении, и в первую очередь, заслуга в этом принадлежит губернатору Борису Дубровскому, благодаря политической воле которого мы сегодня в первом ряду проектов ВСМ», - подчеркнул Руслан Гаттаров.
Полная версия разговора вице-губернатора с журналистами доступна на странице в фейсбуке https://www.facebook.com/mineconom74/