«Янтарный соловей» залетал

«Мы словно побывали в Большом», — говорили зрители...

В Концертном зале имени С. Прокофьева Челябинского концертного объединения с огромным успехом прошел концерт солиста Большого театра, участника арт-проекта «Тенора XXI века» Максима Пастера в сопровождении государственного русского народного оркестра «Малахит» под управлением народного артиста России Виктора Лебедева.

Зал был полон, публика восторженно принимала каждый номер сложнейшей программы, отдавая одинаковую дань восхищения одному из лучших теноров России, а также мастерству сопровождающих певца оркестрантов «Малахита» и его дирижеру Виктору Лебедеву. Это был вечер маленьких вокальных шедевров в горячей и благодарной атмосфере единения артистов и зрителей.

Максима Пастера челябинцы впервые услышали на фестивале «Ирина Архипова представляет...», когда он завоевал звание лауреата, исполнив арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Мы встретились с Максимом Пастером и он ответил на вопросы корреспондента «Южноуральской панорамы».

 

В зале плакали...

— Максим, у челябинцев уже была счастливая возможность послушать «Теноров XXI века». И только потому, что в области есть закрытые города, куда вы приезжаете благодаря Росатому, который курирует этот замечательный проект. Но этот концерт сольный. Вы не проездом, а специально прибыли для этого в наш город.

— Мысль об этом возникла у нас с Виктором Григорьевичем Лебедевым еще в 2005 году, когда мы впервые встретились. Я услышал, как играет «Малахит». И считаю, что это потрясающий коллектив, спеть с которым большая честь для любого музыканта. Во время «Дней высокой музыки» мы дали несколько совместных концертов, в том числе и в Челябинске, и получили от совместного выступления большое удовольствие. А вот с сольным концертом долго не получалось — мы перезванивались с Виктором Григорьевичем, — мой график слишком плотен. Наконец, нашлось двухдневное «окошко». И вот я здесь.

— В вашей программе русские, украинские, испанские народные песни. И, конечно, неаполитанские — визитная карточка всех теноров, «деликатес» для гурманов от музыки. Кто составляет программу?

— Это процесс совместный. Ориентировались на то, что в «библиотеке» оркестра. А ее фонд велик: выбрать есть из чего.

— На осеннем концерте «Теноров XXI века» украинская песня в вашем исполнении «Чернобривцы» просто потрясла зал: многие плакали... Такое не часто встретишь. Похоже, к украинской песне у вас особое отношение?

— Конечно, это же мои корни, я харьковчанин, воспитан на них с детства. К сожалению, многие сегодня забыли, кто они и откуда. А такие энтузиасты народного творчества, как Виктор Григорьевич Лебедев, пропагандируют национальное искусство очень талантливо, демонстрируют уникальные возможности народных инструментов, народной музыки, старинного романса. И публика воспринимает этот огромный пласт с восторгом.

 

Из консерватории меня выгнали...

— Максим, расскажите о себе. Подозреваю, что вы в детстве были этаким вундеркиндом, пели на табуреточке... Когда прорезался ваш тенор?

— Не подозревайте. Ничего похожего не было. Мои родители были профессиональными музыкантами, хормейстерами. Но они никогда не вмешивались в мою личную жизнь. И это правильно. Я тоже учился на хормейстера, а к вокалистам относился даже с каким-то пренебрежением. Но случилось так, что меня выгнали из консерватории: я подрабатывал, да так плотно, что забыл о сессии. Вот меня и отчислили за прогулы. Сначала дали время, чтобы я мог сдать сессию, а через два дня — неожиданный приказ об отчислении. Помню, полная растерянность, студенческое сообщество в недоумении, ждем заведующего кафедрой, чтобы «выяснить отношения». Он же был хороший человек. Зав вошел со словами: «Это не я». У всех отлегло от сердца и ему зааплодировали...

Вот такая история. Год я ничего не делал, а потом знакомая концертмейстер посоветовала не маяться и «ради корок» пойти на вокальный. Я поступил и попал в руки замечательного педагога Людмилы Георгиевны Цуркан. Она занималась со мной персонально, а на втором курсе в 2000 году я поехал на конкурс вокалистов имени Дворжака в Карловы Вары, где получил сразу две премии. Так началась моя жизнь в вокале, которая в конечном счете привела меня в Большой театр.

— У вас множество наград: две премии конкурса имени Чайковского в Москве, специальный приз «Соловьиной ярмарки» в Донецке, вы лауреат премий «Янтарный соловей», «Национальное достояние», конкурса Гмыри, фестиваля «Ирина Архипова представляет...» и других. Какая награда для вас «самая, самая»?

— Думаю, а может она еще впереди? Но из всего этого списка, наверное, — конкурса Дворжака в Карловых Варах. Ведь она была самой первой и для меня, второкурсника, очень много значила.

 

Большие надежды в Большом

— Максим, вы работали со многими знаменитыми режиссерами: Някрошюсом, Стуруа, Сокуровым, Черняковым и даже с Уилсоном, которого называют «чудом». Художник, дизайнер, этот американский режиссер, авангардист и экспериментатор, славится тем, что создает «рисунок» спектакля через пластику, движения актеров, строит мизансцены, как он говорит, по принципу красоты и гармонии. Вы это прочувствовали?

— В полной мере. Он ставил у нас «Чио-Чио-сан» и выбирал исполнителей не по голосам. Для начала попросил просто сделать какие-то пробежки по сцене. Наши движения были расписаны буквально до такта: шаг влево, шаг вправо были абсолютно недопустимы. На мне, офицере американской армии, было надето пальто стоимостью в несколько тысяч евро. Однако «картинку» он создал действительно красивую. Это был в чистом виде японизированный спектакль. Но... к музыке это не имело никакого отношения. Я работал и с Дмитрием Черняковым, осовременившим «Евгения Онегина», но это можно было принять хотя бы и потому, что Дмитрий досконально знает музыку, чутко относится к первоисточнику и готов бесконечно репетировать.

— Максим, все видели вас по телевидению, когда транслировалось открытие нового Большого. Как вам там сейчас? Действительно все здорово и удобно для работы?

— Пока не понял. Как многие, я очень любил старую сцену с ее уникальной акустикой, которую повторить невозможно, с необыкновенной энергетикой, хранящей память о великих исполнителях. Это как намоленное место. Но Большой остается Большим и свое будущее я тоже связываю с большими планами и надеждами...

Лидия Старикова

 

Мнение

Ему подвластно все

Виктор Лебедев, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер государственного народного оркестра «Малахит»:

— У этого певца необычный по красоте голос, ему подвластно все: и классика, и духовная музыка, и неаполитанские песни — «коронное блюдо теноров», и народное искусство. С ним очень легко работать: дирижер-хоровик, он понимает другого дирижера без слов. Даже репетиции с Максимом наслаждение: это человек высочайшей культуры, тонкий музыкант, к тому же с большим чувством юмора. Певец молод, его голос, и сегодня покоряющий публику разных стран мира, обещает достигнуть еще больших вершин. Я абсолютно убежден: Максима Пастера ждет большое будущее не только на российской, но и на мировой сцене.

 

Старикова Лидия Владимировна

Ещё новости о событии:

«Мы словно побывали в Большом», — говорили зрители...
09:41 22.03.2012 Южноуральская панорама - Челябинск
Солист Большого театра Максим Пастер впервые выступил в Челябинске в 2005 году в рамках фестиваля "Ирина Архипова представляет", в его исполнении тогд
16:53 20.03.2012 ГТРК Южный Урал - Челябинск
В понедельник, 19 марта, в концертном зале имени С.
12:02 18.03.2012 Chelyabinsk.ru - Челябинск
19 марта в концертном зале имени Прокофьева выступит русский народный оркестр «Малахит».
17:16 16.03.2012 MediaЗавод - Челябинск
 
По теме
Самые лучшие читатели из всех библиотек Кыштымского городского округа, работающих с детьми, собрались в большом зале центральной детской библиотеки им.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района