Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Уважаемые жители Челябинской области!
В своем выступлении я остановлюсь на основных, на мой взгляд, итогах и задачах.
Политика региона сохранила социальную направленность
Политические изменения 2010 года совпали с позитивными посткризисными процессами в экономике. Практически по всем отраслям реального сектора наметился устойчивый рост. В промышленности по итогам года он закрепился на уровне 12 %.
Помимо этого власть нигде не отступила от принятых социальных обязательств. Они объемны и превысили в 2010 году 18 миллиардов рублей. Основные средства идут на поддержку ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот.
Так, наша область первой в УрФО выполнила поручение Президента Дмитрия Медведева обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На покупку более 1200 квартир мы потратили 1 миллиард 200 миллионов рублей. Кроме того, область выделяет деньги на ремонт жилья ветеранов и газификацию их домов.
Челябинская область активно реализует задачи, которые Президент поставил в области семьи и детства. На поддержку многодетных семей в прошлом году было направлено около полутора миллиардов рублей. Наша область традиционно помогает многодетным семьям собрать детей к учебному году, делая выплаты из расчета 3000 рублей на одного ребенка. И в этом мы пример другим регионам.
Свыше миллиарда восьмисот миллионов рублей направлено на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы будем и дальше поддерживать семьи, которые берут детей на воспитание. Например, в этом году нашли возможность на 10 процентов повысить зарплату приемным родителям.
Но речь идет не только о материальной поддержке. Иногда куда важнее помощь методического и правового характера, в которой могут нуждаться как приемные родители, так и приемные дети. Практически при каждом доме ребенка в Челябинской области начали действовать школы приемных родителей.
Считаю крайне важным и своевременным создание в области института уполномоченных по правам человека и ребенка. Тем самым мы выполнили прямое поручение Президента страны. Решены все законодательные и организационные вопросы для системной и эффективной работы омбудсменов. И она уже приносит свои плоды.
Модернизация соцзащиты в регионе неизбежна
Эффективность работы современной системы социальной защиты в Челябинской области высока. Подсчеты показывают, что по уровню социальных выплат на душу населения Южный Урал опережает очень многие регионы страны, даже Москву. И это - при несопоставимой разнице бюджетов.
Например, стоимость мер социальной поддержки ветеранов труда в Челябинской области составляет 785 рублей на человека в месяц. В соседней Свердловской области – только 600 рублей, а в Башкирии и вовсе чуть больше ста рублей. При этом во многих регионах такой категории льготников нет в принципе. Во всяком случае закон о ветеранах труда в Челябинской области - самый либеральный в стране. Он присваивает льготный статус почти в автоматическом режиме.
Некоторые меры социальной поддержки, которые достаточно давно применяются в Челябинской области, в масштабах страны выглядят беспрецедентными. Так, никто, кроме нас, не осуществляет разовые выплаты пенсионерам ко Дню пожилого человека. Мы расходуем на это примерно 360 миллионов рублей в год. Еще 120 миллионов из бюджета идут ко Дню Победы и приблизительно столько же – ко Дню инвалидов.
На оплату льготного проезда людей с ограниченными физическими возможностями в пригородном транспорте расходуется около 118 миллионов рублей. Наконец, ежегодно на оказание материальной помощи жителям области, которые оказались в трудной жизненной ситуации, мы выделяем более 20 миллионов рублей ежегодно. Сюда входит оплата дорогостоящего лечения, оказание помощи погорельцам и прочие расходы.
Однако вынужден констатировать: зачастую необоснованный рост числа льготников в прежние годы привел к тому, что в Челябинской области различные пособия сейчас получают более миллиона человек. То есть фактически треть населения региона. И число получателей только растет. Убежден, что для многих гораздо важнее был бы достойный заработок. И наша задача – создать для этого необходимые условия.
Важно, чтобы все мы понимали: есть очень серьезные причины, которые делают модернизацию социальной защиты в области необходимой. Я четко вижу цель: это обновленная, более эффективная экономика, современные высокотехнологичные предприятия с конкурентной продукцией и «умными» рабочими местами. Только при наличии такой экономики область сможет сохранить социальный характер своих финансов.
Инвестиционный прорыв Челябиснкой области
В 2010 году наметилась важная тенденция в инвестиционном процессе. В течение многих лет доля собственных средств предприятий региона составляла две трети объема инвестиций. В прошлом году она снизилась до половины общего объема. Но ввод новых мощностей на ММК, ЧТПЗ, ЧМК показывает, что наши предприятия не стали вкладываться меньше. Просто стало больше новых инвесторов, готовых, что называется, с нуля выстроить производство и дать нашим землякам работу.
Работа запланирована серьезная и долгосрочная. Уже подписан целый ряд соглашений с потенциальными и действующими инвесторами. Есть проекты в стадии работы. Например, договоренности с итальянскими бизнесменами по вопросу размещения в регионе своеобразного «острова Италии». На нем возможно организовать до двух десятков производств.
В феврале этого года я подписал постановление об открытии в регионе «стартового офиса» для иностранных инвесторов. Бизнесмены, еще не открывшие собственный офис, но уже приезжающие на деловые встречи, будут иметь возможность пользоваться областным помещением, укомплектованным офисной техникой и переводчиками.
Это снимет ряд забот с инвесторов, позволит им сосредоточиться на деле. На этой площадке, которая будет базироваться в центре Челябинска, иностранные предприниматели смогут получить административное сопровождение. В этом же здании сидит Минэкономразвития: они помогут инвесторам решать все проблемы.
Система высшего образования должна строиться в соответствии с экономическими потребностями региона
Однако есть проблемы, которые тормозят инвестиционный процесс и обновление экономики. Одна из них кадровая. Так, впервые за много лет в области резко вверх пошла горнодобывающая промышленность – 27 % роста. Но мешает большой дефицит специалистов высшего и среднего звена. Одна из стратегических отраслей, реальная точка роста в экономике, оказалась в стороне от учебных заведений области. Ближайший центр подготовки специалистов в этой сфере расположен в Екатеринбурге.
В схожей ситуации – жилищное строительство. Здесь лучше с кадрами, если не считать отсутствия собственной архитектурной школы. Наши самые амбициозные градостроительные проекты бледно смотрятся на фоне тех, которые реализуются у соседей.
Потому считаю, необходимо принципиально пересмотреть систему образовательного заказа. Свое слово здесь должны сказать потенциальные работодатели. А игроки образовательного рынка - пересмотреть свою эгоистичную позицию. Хватит думать только о прибылях от штамповки дутых специалистов! В наших многочисленных университетах и академиях готовят кого угодно и для кого угодно - только не для области. Не для экономических потребностей своего региона. Обучаем жителей более бедных регионов, чтобы потом проводить их в более богатые. Нам это больше не по карману!
Для построения новой экономики важно задействовать, наконец, творческий потенциал молодежи. Прежде всего – в научно-технической сфере. Молодые люди сегодня ищут возможности для самовыражения, самопрезентации. Но нередко сталкиваются с пренебрежением к их изобретениям, рационализаторским идеям.
Как минимум требуется общеобластная выставочная площадка и постоянно обновляемый банк данных изобретений. Это даст выход творческому потенциалу и возможность нам получать доступ к ценным идеям раньше, чем они будут уходить на сторону и приносить прибыли кому-то другому.
Также даю поручение в корне пересмотреть систему грантов и поощрений - в пользу направлений, в которых область нуждается наиболее остро. В решении этого вопроса министерству образования и науки надо теснее взаимодействовать с ведомствами экономического блока правительства области, включая созданное Главное экспертное управление - с его широкими аналитическими и правовыми функциями.
Особый акцент – на сельском хозяйстве
Область может и должна стать одним из крупнейших производителей продуктов питания. Поставлена задача в ближайшие годы реально удвоить производство мяса птицы. А в среднесрочной перспективе - выйти на 450 тысяч тонн. Будет происходить увеличение надоев до пяти тысяч литров молока с коровы в год.
В сельском хозяйстве будет реализован каждый третий инвестпроект. Так, благодаря соглашению, подписанному с руководством компании «Русагро», на территории Уйского и Чебаркульского районов разместится уникальный свиноводческий комплекс.
Уже сейчас развернута вся подготовительная работа, определены конкретные места размещения животноводческих помещений, оптимальные варианты подведения к ним инженерных жизнеобеспечивающих коммуникаций. Все это позволит привлечь около 20 миллиардов рублей инвестиций в экономику Челябинской области.
«Инфраструктура повседневности»
Президент считает, что Россия может и должна стать самой комфортной для проживания страной. Челябинская область – не просто часть России. Это один из ключевых регионов, и его жители не меньше других заслужили комфортную жизнь. При взятых темпах строительства, благоустройства, развития экономики и социальной сферы Южный Урал уже в обозримой перспективе может войти в число самых удобных и подходящих для проживания территорий страны.
Область приступает к реализации концепции обновления ЖКХ. Это целый комплекс программ по реконструкции инженерных сетей, водоснабжению, газификации, переходу к эффективным и экономичным источникам тепла. «Дорожная революция», которая в прошлом году вышла за пределы Челябинска, продолжится в объемах, на которые позволит рассчитывать бюджет и помощь федерального центра.
Вложения в объеме семи-восьми миллиардов рублей в год будут, пока асфальт не придет даже в самые отдаленные села. Пока окончательно не будет обеспечена транспортная доступность ключевых экономических центров и агломераций. Это принципиальное условие для развития экономики области.
Безусловно, сместятся акценты. Уже сейчас особое внимание уделяется благоустройству. После ухода строительной и дорожной техники обновленные городские магистрали нужно «одеть» в зелень. Привести в порядок прилегающие улицы, кварталы, дворы. В прошлом году на уровне муниципалитетов мы опробовали новую схему финансирования программ по благоустройству.
Выделение денег пропорционально числу жителей - это жесткое правило, которое дает муниципалитетам возможность заранее планировать будущие работы. Отдельно отмечу, что в прошлом году вдвое увеличился объем финансовой помощи на решение неотложных местных проблем.
Не менее важна среда социального комфорта и благополучия. В прошлом году в области введен в эксплуатацию ряд крупных объектов здравоохранения. С начала этого года регион в числе первых в России начинает большую работу по модернизации этой сферы. Объем финансирования превысит 11 миллиардов рублей.
Деньги пойдут на капитальный ремонт больниц и клиник, на новое оборудование и технику. Это повысит доступность и качество медобслуживания. А в конечном итоге – увеличит среднюю продолжительность жизни южноуральцев.
Должны быть обеспечены доступность и качество государственных и муниципальных услуг. Об этом подробно говорилось в январе на Президентском Совете по местному самоуправлению в Оренбурге. На сегодня в области по принципу «одного окна» действуют семь многофункциональных центров. В текущем году откроется еще столько же. Головной центр общей площадью не менее 10 тысяч квадратных метров появится в Челябинске. На него централизованно будет «завязана» вся система оказания муниципальных и госуслуг в регионе.
Безопасность: от мягких рекомендаций к жестким требованиям
Еще один немаловажный и даже приоритетный для нас вопрос связан с обеспечением безопасности наших земляков. Недавняя трагедия в «Домодедово» унесла жизни 37 человек. Это говорит о цене любого недосмотра в этой сфере. Считаю, что здесь пора переходить к жестким требованиям. На входе в аэропорты и вокзалы должен вестись личный досмотр. На подступах к любым объектам, которые могут представлять интерес для террористов, должно быть установлено видеонаблюдение. Не исключение здесь и торгово-развлекательные центры, где людей бывает особенно много.
Считаю, что контроль за соблюдением правил безопасности должен быть не только на органах власти. Здесь нужен постоянный и эффективный общественный контроль - в лице областной Общественной палаты и средств массовой информации .
Особого внимания требует безопасность наших детей. Поручаю до начала нового учебного года оборудовать тревожными кнопками все школы в Челябинске и других крупных городах области. Кроме того, считаю полезным предложение привлечь к организации безопасности образовательных учреждений лучших сотрудников правоохранительных органов, которые высвобождаются в ходе реформы МВД.
Они могли бы работать заместителями у директоров школ, курируя вопросы безопасности. Министерство образования и науки области должно этим предметно заняться.
Задачи на 2011 год
Прежде всего, мы ждем эффективной работы по реализации плана мероприятий по посланию Президента, всех целевых программ и заявленных проектов. Итогом текущей работы должно стать восстановление докризисных показателей во всех отраслях экономики и в финансовой сфере.
В 2011 году нам предстоит подготовка к проведению в Челябинске чемпионата Европы по дзюдо. Это редкая и уникальная возможность показать миру потенциал нашего региона, и не только спортивный. Также на высоком уровне должны пройти мероприятия, посвященные 275-летию Челябинска.
В конце года нам предстоят выборы в Государственную Думу. Несмотря на федеральный характер кампании, считаю, что ее итоги покажут степень доверия и к другим уровням власти.
Уважаемые депутаты! Признателен вам и всем южноуральцам за понимание тех задач, которые стоят перед регионом. Рассчитываю на вашу поддержку в их решении и в движении к общей цели – к процветанию Челябинской области.